Ретейлеров обяжут поддерживать отечественного производителя

Смогут ли магазины выполнить такое требования и как это скажется на обычных потребителях, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Новый законопроект вводит строгое правило для крупных торговых сетей: закупать у поставщиков преимущественно российские продукты. Исключение может быть сделано лишь для экзотичных товаров, а также - на время холодного сезона, когда своей продукции не хватает. Комментирует автор поправок, депутат Госдумы Олег Нилов.

«Действительно, речь идет о том, чтобы и вменить в обязанность. В том случае, если на рынке присутствует достаточное количество российских продуктов, есть действительно возможность их продавать, то как минимум половину ассортимента должны будут составлять товары отечественного производства. Сельхозтовары, наиболее производимые в России».

Развивая свою мысль, депутат объясняет, что продукция малых отечественных хозяйств обычно не доходит до торговых сетей. А новый закон гарантирует местным фермерам приоритетный доступ на полки магазинов, что позволит им успешнее бороться с импортом. Однако сами ретейлеры и их поставщики отнеслись к такому предложению скептически. По их словам, принимать товар у малых ферм не позволяют жесткие требования государства по сертификации продуктов. Кроме того, аграрии-одиночки ни по объему, ни по качеству не способны покрыть даже половину спроса на продукты, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Ни одну такую проблему вопросами квотирования решить невозможно. Ретейл - это инструмент, который, реагируя на потребности покупателя, транслирует эти потребности через ассортиментную матрицу поставщикам. Ни в одной стране такая задача правильно и разумно решена не была, поэтому идея абсолютно не жизнеспособная, она вредная для экономики».

Не все торговые сети имеют собственную сеть доставки, поясняет эксперт, поэтому, если обязать их закупать только российское, многие из них могут просто закрыться из-за проблем с логистикой. Впрочем, для тех, кто сможет перестроиться, а также для их покупателей в законопроекте предусмотрен существенный бонус - скидка по НДС до 10 процентов с нынешних 18. То есть, закупая российские продукты, ретейлер сможет почти вдвое урезать налоговую наценку. Или оставить экономию себе. В любом случае бить тревогу по поводу исчезновения импортных продуктов не стоит, говорит старший аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева. Большинство привычных нам зарубежных брендов на полках магазинов относится к товарам местного производства, даже если сделаны они из ввезенного сырья и по иностранным технологиям.

«Если мы говорим в целом об ассортименте продовольственных товаров, то на рынке порядка 80% сейчас - это продукция, произведенная в Российской Федерации, то есть, это не импортные товары, а наши собственные. В зависимости от конкретной компании доля импорта может составлять от 10 до 30%, если мы не берем премиальные сети».

Другими словами, проблема импортозависимости несколько преувеличена, заключает эксперт. Кроме того, у государства нет такого количества специалистов, которые могли бы вести учет всех продуктов в каждом отдельном супермаркете.