VIP-клиент «ВТБ 24» девять месяцев не может добиться от банка возврата своих денег

В ноябре 2013 г. Вялых открыл счет в оперофисе «Курский» воронежского филиала банка «ВТБ 24», внес на него 12,2 млн руб., подал заявление на обслуживание на рынке ценных бумаг и подключение к системе «онлайн-брокер», сказано в исковом заявлении, которое рассматривается в Ленинском райсуде Курска (копия есть у «Ведомостей»).

«Знакомые рекомендовали “ВТБ 24” как надежный банк с лучшими условиями, не такой консервативный, более мобильный и лояльный к клиентам, - объясняет Вялых. - Управляющий офисом сказал, что у них есть программа для VIP-клиентов, пообещал лучшие условия и персонального менеджера». На деле все оказалось иначе, утверждает Вялых. Он «неоднократно вынужден был прибывать в банк», подписывая различные бумаги, но за три недели услугу ему так и не предоставили, договоров и других документов не выдали, сказано в иске.

«У меня на руках до сих пор есть только приходные ордера и копия анкеты, хотя я постоянно просил, чтобы мне выдали все документы, - сетует Вялых. - По закону и правилам самого “ВТБ 24” до начала обслуживания и проведения операций банк обязан был мне выдать акцептованные заявления и подписанные договоры, а также направить извещения об открытии всех счетов, готовности принять деньги и обслуживать на рынке ценных бумаг». Однако, по его словам, сотрудники банка говорили, что им некогда, и все время обещали предоставить документы завтра, отмахивались, «онлайн-брокер» почти за месяц так и не подключили.

В итоге Вялых потребовал вернуть деньги, но получил отказ. «Мне сообщили, что денег на моем расчетном счете нет, поскольку они сразу были переведены на другой счет, и если мне их выдадут, то будет минус», - вспоминает VIP-вкладчик. При этом Вялых уверяет, что никаких распоряжений по переводу денег не подписывал. На официальную претензию с требованием объяснить отсутствие денег и отказ их выдать «ВТБ 24» не ответил. На суде представитель банка предъявил документы, что на деньги Вялых были куплены ценные бумаги, а потом проданы с убытком. В ходе процесса «ВТБ 24» возражал, что у банка было распоряжение Вялых на перечисление средств со счета, но вместо его копии представил в суд акт об отсутствии заявления на перевод денег, сказано в исковом заявлении истца.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев говорит, что подобные истории в его практике редкость. «Ко мне обращаются в основном вкладчики и заемщики банков, - рассказывает он. ­- За 20-летнюю историю российского фондового рынка было, может, 20 обращений от людей, которые думали, что банк их обманул на рынке ценных бумаг, и утверждали, что документов не подписывали». Если документа на перевод денег со счета клиента действительно не было, «ВТБ 24», конечно, должен вернуть средства, отмечает Медведев.

В пресс-службе «ВТБ 24» отказались от комментариев. Сам Вялых отправлял несколько жалоб на «ВТБ 24» в Центробанк, ответа до сих пор не было. Но в ЦБ утверждают, что запрашивали у «ВТБ 24» информацию, рассмотрели обращение Вялых и даже «своевременно направили письмо с разъяснениями» в его адрес. Что в нем - в Центробанке не уточнили.