Авиабилеты берегут от керосина

Рост цен на нефтепродукты на розничном рынке обеспокоил правительство. Первой отреагировала Росавиация, заявившая, что цены на авиакеросин выросли на 6-7%, что может привести к росту цен на авиабилеты. Но на рынке говорят, что эти оценки касаются только разовых продаж топлива, где цены растут из-за рыночной конъюнктуры. Сами авиаперевозчики обычно покупают топливо по долгосрочным контрактам, а цены по ним в последнее время даже снижались. В других ведомствах также не видят больших проблем.

Росавиация вчера сообщила, что в июне--августе в 30 аэропортах Поволжья, Сибири и южных регионов зафиксирован значительный рост стоимости авиакеросина. Его цена за тонну в среднем выросла на 6-7% (от 1 тыс. до 4 тыс. руб.). «Необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, в первую очередь уже находящихся под введенными санкциями со стороны западных государств (пока под санкции попал лишь 'Добролет'.-- 'Ъ')»,-- заявляют в Росавиации. В ведомстве полагают, что ситуация может отразиться на стоимости билетов, а также снизит темпы роста перевозок на региональных маршрутах.

Как говорят в Росавиации, ведущие авиакомпании уже обратились с просьбой принять экстренные меры господдержки отрасли. Официально эту позицию из крупных компаний пока поддержала «Трансаэро», заявившая, что «необоснованный рост цен на авиакеросин может оказать самое негативное влияние на деятельность перевозчиков». В среднем долю топлива в затратах авиакомпаний можно оценить в 35-40%, говорят собеседники «Ъ» на рынке. В «Аэрофлоте» и «Сибири» (работает под брендом S7) «Ъ» заявили, что господдержки не просили. Но в «Сибири» отмечают рост цен на авиакеросин на 3% «в нетипичный период».

Источник «Ъ» в «Аэрофлоте» говорит, что у компании есть две системы закупок керосина. В 33 из 53 аэропортов компания получает топливо по годовым контрактам, привязанным к мировым рынкам нефтепродуктов и курсу доллара, и здесь в апреле--августе прошло снижение цен на 3-4%. В аэропортах с ценообразованием по тарифам центра регистрации тарифов при Торгово-клиринговой палате (20 пунктов, доля в закупках компании - около 25%) за последние пять месяцев «фиксируются колебания в пределах 10%»: снижение цен в мае--июне с последующим ростом в июле. Больше всего проблем в аэропортах с одним ТЗК, особенно в принадлежащих ЛУКОЙЛу (в Самаре, Сургуте, Сыктывкаре и Тюмени), отмечает собеседник «Ъ».

В нефтекомпаниях претензии Росавиации отвергают. «Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты»,-- говорят в «Роснефти» (владеет ТЗК в 12 аэропортах). Долю спотовых заправок в компании оценили в 3-10% от общего объема. «Цены по долгосрочным контрактам привязаны к рыночным индикаторам и из-за высокой конкуренции имеют ежегодную тенденцию к снижению»,-- говорят в «Роснефти». В «Газпромнефть-Аэро» также заявили, что цены «формируются в соответствии с основными рыночными тенденциями и традиционно находятся в нижнем сегменте рынка, а основной объем продаж приходится на долгосрочные формульные контракты». В ЛУКОЙЛе от комментариев отказались.

Но, как уже писал «Ъ», рост коснулся цен и на другие нефтепродукты. Так, по данным Росстата, розничные цены на автобензин на прошлой неделе выросли на 0,2% (до этого две недели росли по 0,3%); на дизтопливо - на 0,1%. Это происходит из-за пиков оптовых цен в июле (см. «Ъ» от 19 августа).Такое положение уже вызвало беспокойство правительства: по данным «Ъ», цены обсуждались в среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Как говорят источники «Ъ», в Минэнерго ситуацию в целом считают стабильной. «Никаких особенно резких заявлений на совещании не было, ситуация рабочая»,-- говорит один из них. Однако в ФАС ее оценивают более критично из-за высоких цен в опте. Как заявил «Ъ» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, сейчас служба не видит серьезного роста цен при реализации авиакеросина нефтекомпаниями. «Что касается услуг по заправке самолетов и стоимости авиакеросина на ТЗК, то сейчас мы анализируем ситуацию»,-- добавил он.

Источники «Ъ» на рынке говорят, что ситуация с авиакеросином стабильна. По данным ИАЦ «Кортес», с начала года он подорожал только на 0,2% в оптовом сегменте. Биржевые цены на керосин по сравнению с концом августа 2013 года увеличились с 31 тыс. руб. за тонну до 32,5 тыс. руб. Максим Назаров из Reuters согласен, что колебания цен на авиакеросин не особо отличаются от рынка других нефтепродуктов, на рынке не видят резких и необоснованных изменений с учетом летнего пика авиаперевозок. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что нынешнее подорожание вряд ли заметно скажется на пассажирах: глубина продаж билетов сейчас составляет минимум три недели, «к тому же в сентябре с окончанием высокого сезона упадет спрос на керосин».

Елизавета Кузнецова, Кирилл Мельников