Китайская Alibaba готовится к крупнейшему в истории IPO

18 сентября. В ночь на пятницу по московскому времени крупнейший китайский интернет-ритейлер Alibaba определит цену своих акций и закончит сбор заявок от инвесторов на их покупку в рамках размещения бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже. В случае успеха торги акциями начнутся в пятницу под тикером «BABA», а IPO станет самым масштабным в мировой корпоративной истории.

Общий объем привлеченных денег может достичь $25 млрд. А стоимость компании при размещении по максимальной цене достигнет $167,6 млрд. Alibaba станет 36-й в рейтинге самых дорогих корпораций мира, опередив горнорудный концерн BHP Billiton и немного уступив Samsung. Такая капитализация соответствует, например, суммарной стоимости McDonald's и «Газпрома». Чтобы обойти по стоимости социальную сеть Facebook, котировкам китайской компании достаточно будет подняться на 16%.

Чемпион по IPO

16 сентября Alibaba Group установила границы ценового коридора своих акций перед IPO в $66-68 за бумагу. Из-за высокого спроса со стороны инвесторов границы пришлось сдвигать, первоначальный диапазон был на уровне $60-66 за акцию.

Без учета опционов банков-андеррайтеров объем размещения составит $21-21,7 млрд. Из них сама Alibaba получит $8-8,3 млрд. Ее американский акционер - концерн Yahoo - заработает на IPO $8-8,2 млрд. Глава совета директоров Alibaba Джек Ма продаст бумаги на $867 млн, его заместитель Джо Цай получит $289 млн, а инвестфонд Silver Lake продает бумаги на $279 млн.

Банки-организаторы получили право на выкуп у продающих акционеров 48 млн акций Alibaba. Если опцион реализуют, то компания и ее акционеры заработают еще $3,1-3,2 млрд.

Соответственно, объем привлеченных средств может достичь $24,2-25 млрд, и размещение Alibaba превзойдет по масштабам IPO Сельскохозяйственного банка Китая, который в 2010 году привлек $22,1 млрд.

Сделка станет крупнейшей в истории биржевых размещений и намного превзойдет самое большое технологическое IPO - Facebook, которая привлекла $16 млрд.

Бизнес Alibaba

Alibaba - китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции. Группа обладает собственной электронной платежной системой Alipay, а также управляет интернет-магазинами Taobao.com и AliExpress. По данным, компания планирует расширение работы в России за счет партнерства с оператором экспресс-доставки Pony Express Олега Дерипаски.

Выручка китайского концерна за 2014 год финансовый год (с 31 марта 2013 года по 31 марта 2014 года - ред.) составила $8,4 млрд при прибыли на уровне $3,8 млрд.

Крупнейшими акционерами компании является SoftBank - он не будет участвовать в IPO, но его доля в компании снизится с 34,1% до 32,4% Yahoo в результате IPO снизит свою долю с 22,4% до 16,3%. Джек Ма будет держателем 7,8% акций (снизит долю с 8,8%), у Джо Цая останется 3,2% (с 3,6%).

У Silver Lake будет 2,2%, а не 2,5% Инвесторами Alibaba Group также являются гонконгский инвестор Ли Ка-Шин, фонд Siguler Guff и группа Pavilion Capital.

Alibaba Group подавала заявку на проведение первичного размещения акций на бирже 6 мая. IPO пройдет на Нью-Йоркской фондовой бирже 19 сентября. В рамках road-show инвестконсультанты компании объехали весь мир и провели около 100 встреч с инвесторами в США, Европе и Азии.

Риски и возможности

Минимальный размер заявки на акции на одного инвестора составляет $257 тыс. На IPO «тепло» реагируют и институциональные, и частные инвесторы, заявок на участие много, говорит управляющий директор China Merchants Securities Рональд Ван.

«Я был бы доволен, даже если стоимость акций была б чуть выше заявленного диапазона», - признается управляющий Clough Capital Эрик Брок. «Мы считаем, что ценовой диапазон в $66-68 за акцию значительно недооценивает потенциал роста компании», - согласны эксперты CRT Capital, которые установили рейтинг для акций Alibaba на уровне «покупать».

Но управляющий директор CM Research Сайрус Мевавалла не разделяет оптимизма коллег: «С одной стороны, настало время сектора электронной коммерции, а компания является лидером в этом сегменте. С другой стороны - за ее спиной много тревожных сигналов».

По мнению Трипа Чаудри из Global Equities Research, успех Alibaba во многом зависит от того, как компания сможет конкурировать с соперниками за пределами Китая. «Она должна доказать, что лучше Amazon.com, Google, Facebook, Twitter с международным присутствием. Но мы до сих пор не видим инновационного подхода», - предупредил эксперт.