В августе россияне увеличили расходы на продовольствие

По данным Росстата, оборот розницы в августе вырос на 1,4% после роста на 1,1% в июле (к тем же месяцам 2013 г.). Рост непродовольственного ритейла остался на июльском уровне (2,6%); продовольственный, сокращающийся четыре месяца подряд, темпы падения замедлил до 0,2% (0,5% в июле).

Одна из причин спада продовольственной розницы - высокая инфляция: в августе дефлятор отрасли составил 10,8% против 8,7% в среднем за первое полугодие и 7,6% в августе 2013 г. (все - к тем же периодам предыдущего года). Дефлятор непродовольственного ритейла в августе был почти вдвое ниже - 5,6%. Максимальными темпами дорожают продукты, подпавшие под российские санкции, а также алкоголь и табак - из-за повышения акцизов.

Производители и ритейлеры обязались не допустить необоснованного роста цен на продукты →

На объявленный в начале августа запрет импорта ряда продуктов из нескольких стран население отреагировало увеличением покупок этих товаров, возможно, в ущерб потреблению других. Продажи рыбы и морепродуктов выросли на 1,3% после четырех месяцев падения, сливочного масла - на 5,8% после роста на 0,9% в июле и падения в феврале - июне, молочных консервов - на 2,7% (1,1% месяцем ранее), сыра - на 4,8% (4,6%); запасы рыбы, масла, сыра в рознице за месяц сократились на 4,6-6,6% (все - к предыдущему месяцу). В числе лидеров роста продаж оказались также макароны, а вот продажи свежих овощей и фруктов, несмотря на сезон, упали на 12,8 и 11,7% соответственно. В июле продажи овощей тоже снижались (на 8,3%), фруктов - росли (на 1,7%). Сопоставить ситуацию с летом прошлого года затруднительно, так как Росстат изменил сравнительную базу (в 2013 г. продажи сравнивались с тем же месяцем предыдущего года, с 2014 г. - с предшествующим месяцем). Доля продаж продовольствия в структуре розницы в сравнении с августом 2013 г. возросла на 0,5 п. п. до 47%.

В непродовольственном ритейле быстрым темпом продолжали расти продажи товаров длительного потребления - бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров. Косвенный индикатор потребительской уверенности - авторынок - в августе ушел в пике: продажи новых автомобилей упали на 26% к тому же периоду 2013 г.

В московских торговых центрах, по данным Shopping Index компании Watcom (60 торговых центров), продавцы не дождались традиционного перед 1 сентября пика продаж: в последнюю неделю августа трафик покупателей упал на 23% по сравнению с тем же периодом 2013 г.; в Петербурге - на 9,2%. По данным Watcom, посещаемость торговых центров падает с конца марта.