Ассоциация европейских автопроизводителей (АСЕА - European Automobile Manufacturers' Association) опубликовала данные о состоянии авторынка в августе. Из него следует, что в целом в Европе за восемь месяцев продажи машин выросли на 6% и на 2,1% - за август. Всего было продано 8,3 млн машин.
Среди стран лидерами по росту авторынка являются Португалия (+35,7%), Ирландия (+30,1%), Исландия (+29,8%), Хорватия (+27,3), Румыния (+25,8%). Просел рынок в Нидерландах (-5,4%), Австрии (-4,6%), Швейцарии (-3,1%), Бельгии (-0,8%),
Среди компаний лидером по продажам является концерн VW: 28% рынка, за восемь месяцев продано 187 тыс. машин, прирост 9% за год. Автомобилей марки Skoda было продано на 21,3% больше, VW - на 14,1% больше, Seat - на 5,5% больше, чем годом ранее. А вот Audi, наоборот, потеряла 7,1%. Второй лидер - концерн Peugeot Citroen (PSA), которому принадлежит 9,8% рынка. За восемь месяцев продажи французских машин почти не выросли (+1%). Третий лидер - Renault Group (доля 9,3%) - просел на 3,1% по продажам.
За прошедший год наибольший рост показали компании Mitsubishi (+60,2), Jaguar-Land Rover (+20,5), Ford (+17,4%), Volvo (+16,9%) и Mazda (+14,7%). Неплохой результат среди марок показала Jeep (+48,2), хот в целом Fiat Group, которой принадлежит бренд, потеряла 2%. Плохи дела также у GM (-14,7%) и Toyota (-6,2%). Наибольшее падение продаж наблюдается у Chevrolet (входит в концерт GM): в августе было продано всего 556 машин, а годом ранее - 11,6 тыс., падение составило 95,2%.
Отметим, что в России ситуация кардинально отличается от Европы. В августе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, российский рынок упал на 26%. Темпы падения увеличиваются с каждым месяцем. Игроки называют ситуацию катастрофой, кивая на нестабильность в экономике и политике. У дилеров продолжают расти стоки, а распродажи изменить тенденцию не смогли. Помощь от государства тоже подоспеет нескоро: механизм распределения средств в рамках новой программы утилизации появится только к декабрю, и сейчас автопроизводители дают скидки на свой страх и риск.
«Несколько лет назад, во время кризиса, продажи в менее развитых странах Европы сильно упали. Сейчас европейский рынок постепенно стабилизируется, и отложенный с тех лет спрос дает о себе знать, продажи растут,- пояснил »Ъ" вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.- Кроме того, страны с крупными авторынками менее подвержены влиянию экономических факторов. Германия, Австрия, Бельгия и подобные страны стабилизировались примерно на одном уровне, поэтому отклонения незначительны". В частности, обратил внимание господин Моженков, в Германии, где наблюдается рост продаж на уровне 2,6%, за восемь месяцев продано более 2 млн машин. В Португалии и Ирландии, где наблюдается взрывной рост, продали 97,6 тыс. и 89,2 тыс. автомобилей.
Иван Буранов