Китаю приходится выбирать между финансовой реформой и экономическим ростом

Пекин стремился избежать масштабных программ по стимулированию экономики, которые помогли бы ускорить ее рост в краткосрочной перспективе, но помешали попыткам провести более долгосрочные реформы. В этом году правительство направляло кредиты на строительство жилой недвижимости и железных дорог. Но впервые с 1998 г. Китай может не достичь цели по росту ВВП, которая в этом году составляет 7,5%. В выходные были опубликованы данные, согласно которым промышленное производство в августе вросло на 6,9% по сравнению с августом 2013 г.; это минимальное значение со времен финансового кризиса.

Теперь властям необходимо решить, применять ли более существенные меры, например, снижение процентных ставок, или смириться с более медленным экономическим ростом, пишет The Wall Street Journal. «Есть нижний уровень, который они не потерпят, - считает экономист Capital Economics Джулиан Эванс-Притчард. - Но мы его еще не достигли».

Руководство Народного банка Китая (НБК) долгое время настаивало на финансовых реформах. Они должны были подстегнуть конкуренцию между крупнейшими госбанками и способствовать росту покупательной способности населения. Для этого НБК планировал предоставлять банкам займы по сниженным ставкам и право самим решать, как выдавать кредиты. Предполагалось, что они будут одалживать больше средств коммерческим предприятиям, а не вкладывать их в государственные проекты с низким уровнем риска.

Китай готов снять ограничения на ставки по депозитам и смягчить требования к банковским резервам →

Также финансовая реформа предполагает либерализацию ставок по банковским депозитам, что должно произойти в следующие два года. Сейчас ставки не должны превышать 3,3%, что обеспечивает банкам дешевый источник фондирования. Если ставки повысятся, банкам придется лучше анализировать риски. По мнению экономистов, они станут чаще выдавать кредиты частным заемщикам под более высокие проценты, а не своим основным клиентам - госкомпаниям. Но это может негативно отразиться на экономическом росте в краткосрочной перспективе. Пока же, отмечает экономист UBS China Тао Вань, действия НБК направлены на стимулирование экономики.

В отличие от западных центробанков, НБК не является независимым институтом, поэтому десятилетиями давал указания банкам выдавать кредиты, обусловленные политическими интересами. Как выяснила WSJ, то же произошло и с первым кредитом, выданным в рамках новой программы. Займ в размере 1 трлн юаней ($162 млрд) получил Китайский банк развития, занимающийся привлечением средств для инфраструктурных проектов. Как рассказали газете китайские чиновники и экономисты, знакомые с ситуацией, руководители банка лоббировали выделение ему кредита по сниженной ставке. В результате, по словам чиновников, Госсовет Китая дал указание НБК предоставить Китайскому банку развития кредит под 4,5% (что существенно ниже текущих ставок) для целей стимулирования экономики.

«Никто больше не ждет роста ВВП на уровне 10%, но есть большая неопределенность относительно того, как произойдет переход от модели роста, основанного на капиталовложениях», к модели, где основным двигателем экономики является потребление, отмечают аналитики Gavekal Dragonomics....