Режим закрытого неба

Вчера премьер Дмитрий Медведев в ходе заседания правительства заявил, что Россия готовит меры, которые могут стать ответом на санкции ЕС против «Добролета». Рассматривается закрытие неба РФ для пролета в Азиатско-Тихоокеанский регион для европейских и американских компаний, изменение точек и входа в российское воздушное пространство, и выхода из него, а также пересмотр правил использования транссибирских маршрутов. Но, уточнил премьер, меры еще не вводятся, они лишь «находятся на столе». В Минтрансе вчера лишь подтвердили получение поручения премьера о проработке мер. В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и Росавиации комментировать санкции отказались. По словам источников «Ъ», пока ни ведомство, ни ФГУП поручений подготовиться к введению санкций не получали.

При этом ни чиновники, ни участники рынка не знают, как интерпретировать слова премьера: «То ли он имел в виду запрет исключительно транссибирских маршрутов в Азию, то ли вообще всего транзита в этот регион». Один из авиаторов говорит, что полный запрет «фактически означает закрытие воздушного пространства РФ». Большинство иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты через Россию, следуют именно в Азию, причем преимущественно по транссибирским маршрутам. Потери западных перевозчиков в любом случае будут серьезными. По данным веб-сервиса Flightradar24, которые приводит Bloomberg, половину из 1,6 тыс. рейсов 39 компаний через Сибирь на прошлой неделе выполнили 14 европейских перевозчиков. Больше всего могут пострадать Air France-KLM Group, Finnair и Lufthansa. Вчера в Air France-KLM Group, Finnair и Еврокомиссии не ответили на запрос «Ъ», а в Lufthansa от комментариев отказались.

По словам источника «Ъ» в отрасли, если транссибирские перелеты закроют, иностранным перевозчикам придется прокладывать маршруты через Турцию - но там уже из-за обхода Крыма «наблюдаются пробки».

Собеседник «Ъ» в одной из российских авиакомпаний подсчитал, что каждый дополнительный час полета в обход прямых маршрутов будет стоить около 90 тыс. руб. Пострадает и сама Россия, в первую очередь «Аэрофлот», который лишится $300-400 млн роялти в год, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрРВД» (объем сборов с европейских компаний не раскрывается). Сама компания ситуацию не комментирует. Участники рынка сомневаются, что Россия пойдет на жесткие меры. Возможно, дело ограничится ростом ставок за аэронавигационное обслуживание, считает один из чиновников. Но тогда, согласно Чикагской конвенции, увеличатся ставки и для российских компаний.

Впрочем, в отношении украинских авиакомпаний Москва не колебалась. Им будет запрещено летать через Россию в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Дмитрий Медведев вчера сказал об этом как о свершившемся факте, но ни российские, ни украинские чиновники не смогли пояснить «Ъ», когда же решение вступит в силу. Пока разрешение на такие перелеты имеют украинские YanAir, «Днеправиа», «Международные авиалинии Украины» и Wizz Air Ukraine. В Министерстве инфраструктуры Украины заявили «Ъ», что пока официально уведомлений о прекращении полетов над территорией России не получали. Но в случае получения Киев готов к ответным мерам. Между тем через Украину пролегают почти все российские рейсы в Египет, Израиль, Грецию, на Кипр и ряд других.

Еще более негативных последствий в отрасли ожидают в случае новых санкций со стороны ЕС. «Летать в Испанию через Исландию мы не представляем для себя возможным, придется просто снять рейсы», - говорит источник «Ъ» в одной их крупных авиакомпаний. Европейский рынок наиболее маржинальный для российских перевозчиков, потерять его «означает остаться ни с чем», соглашается другой авиатор. Ощутимый урон российскому авиабизнесу будет нанесен и в случае более мягкого ответа, например в случае проблем с поставками запчастей и техобслуживанием самолетов. Независимый эксперт Андрей Крамаренко предполагает, что ответные санкции России ограничатся изменением точек входа и выхода в ее воздушное пространство, что просто удлинит маршруты для иностранных перевозчиков. Пойти на более жесткие меры означает введение встречных санкций, что в первую очередь больно ударит по российским авиакомпаниям, согласен эксперт. Он отмечает, что почти 20% пассажиропотока приходится на европейские рейсы.

Юлия Галлямова, Егор Попов; Олег Гавриш, Киев