Предприятия ракетно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса в ближайший календарный год собираются закупить в КНР партии электронно-компонентной базы (ЭКБ) объемом приблизительно $1 млрд. Как рассказал «Известиям» источник, близкий к Роскосмосу, в следующие 2-2,5 года, пока российская промышленность не освоит выпуск ЭКБ необходимых номиналов категорий space и military, планируются закупки такой продукции в Китае на несколько миллиардов долларов.
- Мы работаем с Китайской аэрокосмической научно-промышленнойкорпорацией (China Aerospace Science and Industry Corp., CASIC. - «Известия»), - говорит собеседник «Известий». - Входящие в нее институты уже предоставили нам несколько десятков позиций, которые являются либо прямой альтернативой, либо с незначительными изменениями, тех элементов, которые мы не сможем закупать из-за введенных США санкций. Перед тем как начать масштабные закупки, мы сейчас переводим техническую документацию и тестируем изделия на предмет их соответствия заявленным характеристикам по восприимчивости к температурам, вибрации, воздействию тяжелых заряженных частиц.
По словам источника, 18 августа представители 12 институтов, занимающихся разработкой и производством ЭКБ в структуре CASIC, приедут в Москву для участия в специализированном семинаре для российских производителей. По его словам, аналогичный семинар затем будет проведен в Петербурге.
- Семинар организовывается при участии Роскосмоса, компании «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» (ИСС) и петербургской фирмы «Эпсилон», недавно получившей статус официального партнера от компании, занимающейся внешнеэкономической деятельностью в структуре CASIC, - поясняет собеседник «Известий».
В ИСС подтвердили информацию о предстоящем визите китайской делегации и подготовке семинара.
В офисе Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) выразили интерес к развитию сотрудничества с Китаем.
- Корпорация готова работать со всеми производителями ЭКБ, которые могут дать конкурентные предложения по качеству, срокам поставки и цене. А возможное сотрудничество с Китаем особенно актуально в связи с введенными санкциями, - заявил «Известиям» Игорь Буренков, директор по информационной политике ОРКК.
На сегодняшний день российская космическая промышленность и ОПК компонентную базу из Китая не используют. Однако возможность ее применения стала изучаться еще в прошлом году, когда американцы дали «предупредительный залп», отказавшись продавать ИСС элементную базу для космического аппарата «Гео-ИК-2». Отказ последовал вслед за скандалом, связанным с Эдвардом Сноуденом, как раз тогда Россия отказалась выдавать его американцам.
Экспорт американских (в том числе частично американских, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) - набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.
В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможен с разрешения Госдепартамента США. До лета прошлого года (читай - до побега Сноудена) американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения сквозь пальцы. Российские компании закупали в США ЭКБ примерно на $2 млрд в год. Теперь эти средства могут достаться китайским производителям. Впрочем, как отмечает собеседник «Известий», пока российские компании не получают отказов и от европейских поставщиков ЭКБ.
- Европейцы пока поставляют всё без проблем, кроме устройств ЦАП-АЦП (цифро-аналоговые преобразователи, аналогово-цифровые преобразователи. - «Известия»), - говорит источник. - На приобретение ЦАП-АЦП нужно получать специальную лицензию в европейской инстанции. Но с этим тоже пока проблем нет, мы закупаем европейскую продукцию, в том числе от крупнейшего производителя ЭКБ в Европе - ST Microelectronics.
По мнению Андрея Ионина, ведущего аналитика НП ГЛОНАСС, налаживание масштабного сотрудничества с китайскими производителями может стать первым шагом к формированию технологического альянса с участием стран БРИКС.