Почему в современных компаниях процветают психопаты

Корпоративная культура современных компаний создает благоприятную среду для развития новой породы офисных монстров. Этой породе служащих посвящены свежие книги.

Многие организации сегодня работают по гибким и нечетким правилам: далеко не всегда ясно, кто за что отвечает, понятные критерии производительности отсутствуют. Все это означает, что впечатление руководителя часто оказывается важнее настоящих показателей. В секторе услуг сотрудникам очень сложно подтвердить личные достижения, а начальникам - собрать объективные данные, как положительные, так и отрицательные. Это создает массу возможностей для безжалостных и неадекватных людей. Для всех остальных способность узнавать офисных хищников становится важным рабочим навыком.

В новой книге «Офисная политика: как преуспеть в мире лжи, предательства и грязных приемов» (Office Politics: How to Thrive in a World of Lying, Backstabbing and Dirty Tricks) клинический психолог Оливер Джеймс описывает три связанных поведенческих типа, собранных им в «темную триаду».

Психопаты: крайне импульсивные искатели острых ощущений, лишенные эмпатии и хоть какого-то чувства вины. Предположительно составляют около 1% населения в целом, но гораздо чаще встречаются в тюрьмах и - что вызывает тревогу - среди руководителей высшего звена. С ними ничего нельзя поделать, поэтому лучше просто держаться подальше.

Макиавеллисты: названные по имени итальянского основателя политической науки Никколо Макиавелли, эти люди крайне расчетливы в поисках собственной выгоды. Имея с ними дело, важно не принимать их мотивы за чистую монету и не рассчитывать на взаимную любезность.

Нарциссы: склонны к мании величия и абсолютно уверены в собственных правах и превосходстве над остальными. Исследования показывают, что сегодня нарциссизм быстро распространяется благодаря возможностям саморекламы в социальных медиа и многие люди проявляют его в опасных объемах. Нарциссы часто хорошо справляются с краткосрочными задачами и с готовностью выдвигают себя в лидеры, однако в долгосрочной перспективе они обычно не так эффективны. С этой группой легче всего справиться, поскольку нарциссы легко подвержены лести и на них можно повлиять.

Джеймс полагает, что в нынешней глобальной экономике для успеха все чаще требуются элементы поведения, присущие этой триаде. В его книге описывается, как научиться хитрить, играть, подавать себя, устанавливать контакты и использовать офисную тактику, без знания которой сейчас не выжить.

Как отмечает автор, разрушение традиционных бюрократических механизмов и признание «нарушителей правил» частью инновационного процесса внутри компании имеет негативную сторону. Люди могут продвинуться на ключевые позиции, избежав необходимой проверки. Поэтому важнейшая задача кадровой службы - тщательная организация процесса найма. По меньшей мере 15% резюме содержат ложную информацию об образовании и прошлом опыте. Проводя интервью, необходимо сохранять контроль, применяя структурированные приемы, проясняя детали и запрашивая примеры работ и прочие подтверждения. Официальное планирование преемственности - еще один элемент бюрократии, о котором никогда нельзя забывать. Здесь помогут агентства по подбору топ-менеджеров, метод «360 градусов» и центры оценки персонала. Тревожными сигналами могут послужить неумение сформировать команду, неспособность делиться, а также несправедливое и непредсказуемое отношение к сотрудникам....