Растущее число страховых исков и неспособность повлиять на темпы роста бизнеса из-за российских правил и системы регулирования вынудили собственника СК «Оранта» - голландскую группу Achmea - продать российский актив, сообщил «Ведомостям» представитель Aсhmea Берт Ренсен.
Голландцы купили «Оранту» в 2008 г. Начавшийся в том же году мировой экономический кризис серьезно повлиял на восточноевропейскую стратегию группы: уже проданы польский, румынский и болгарский активы, на очереди российский. «В последние годы мы наблюдали, как экономическая обстановка в России ухудшалась», - объяснил Ренсен.
Achmea не единственная международная страховая группа, пересматривающая отношение к России. В начале июля швейцарская страховая группа Zurich Insurance продала группе «Олма» розничный бизнес в России с убытком в $300 млн. В середине июля о сокращении бизнеса в российских регионах объявил «Альянс», у которого немецкие собственники.
Группа Achmea сообщила, что выставит на продажу «Оранту», в отчетности за первое полугодие 2014 г., когда голландцам пришлось списать гудвил российского страховщика на 65 млн евро. «Оранта» в 2013 г. увеличила убыток по МСФО по сравнению с 2012 г. в 1,5 раза - с 590,7 млн до 902,6 млн руб.
Ренсен не говорит о стоимости сделки, но уверяет, что она закрыта, а расчеты проведены.
Покупателем стал «Компаньон», прежде принадлежавший самарской группе СОК, а сейчас - топ-менеджерам Борису Семину и Александру Зобнину (по 41,865%); 16,28% - у кипрской «Сидори холдингс лимитед». Семин не стал отвечать на вопросы «Ведомостей», связаться с Зобниным не удалось, а пресс-служба «Компаньона» была недоступна для прессы.
Аналитики затруднились оценить сделку и текущую стоимость «Оранты». «Оранта» убыточна последние три года, напоминает Татьяна Никитина из Национального рейтингового агентства: «Сумму сделки даже примерно определить сложно, сейчас не лучшее время для покупки страховой компании».
В данном случае к годовым сборам страховщика должен быть применен мультипликатор 0,7-0,8, полагает гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев, в 2013 г. «Оранта» собрала 2,9 млрд руб. премии, так что ее можно оценить в 2-2,3 млрд руб. «Но состояние российского страхового рынка и Оранты таково, что цена очень сильно зависит от условий договора с Компаньоном и корректно ее оценить невозможно», - говорит Самиев и указывает, что у «Оранты» есть плюс - региональная сеть. «Оранта» представлена в 20 регионах, половина портфелей обеих компаний приходится на автокаско, может быть, это заинтересовало «Компаньона», - полагает Никитина.
Сборы «Компаньона» (29 филиалов и 86 представительств в регионах) за 2013 г. - 6,7 млрд руб., из них автокаско - 3,7 млрд руб., а страхование от несчастного случая - 2,2 млрд руб.
В сборах «Оранты» 1,5 млрд руб. приходится на автокаско, 0,9 млрд - на ОСАГО. Портфель автострахования «Оранты» убыточен, говорит Никитина, и синергетический эффект «Компаньон» в ближайшее время вряд ли получит. Ему придется провести санацию портфеля «Оранты», изменить операционные процессы. «А просто положительный эффект вполне может быть», - заключает Никитина.