МТС остается лидером по количеству корпоративных клиентов

В I квартале 2014 г. на долю МТС приходилось 44% российского рынка корпоративной мобильной связи по количеству sim-карт, у «Вымпелкома» и «Мегафона» - по 24%, говорится в результатах исследования аналитической компании GfK (копия есть у «Ведомостей»). Близкий к МТС источник подтвердил эти цифры. Представители МТС Дмитрий Солодовников и «Мегафона» Олеся Яременко отказались официально комментировать цифры GfK. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева утверждает, что эти цифры не соответствуют действительности, но признает, что МТС сохраняет лидерство в корпоративном сегменте. Представитель GfK не ответил на запрос «Ведомостей».

По сравнению с тем же периодом прошлого года доля МТС выросла на 3 п. п. (с 41%), доля «Вымпелкома» сократилась на 2 п. п. (с 26%), а доля «Мегафона» не изменилась, утверждает источник в МТС. Солодовников говорит лишь, что МТС наращивает количество компаний-клиентов. По итогам первого полугодия 2014 г. количество клиентов МТС из числа предприятий малого и среднего бизнеса увеличилось за год с конца июня 2013 г. почти на 20%, утверждает он, а среди компаний крупного бизнеса - примерно на 5%.

Считать доли операторов по sim-картам некорректно, поскольку туда можно включать абонентов M2M (machine-to-machinе, когда sim-карты встроены в устройства, использующие мобильную связь для передачи данных автоматизированным платформам), что явно и сделано, говорит Айбашева. А собеседник «Ведомостей» в одном из операторов объясняет рост МТС пересегментированием этим оператором абонентской базы в начале года в ходе подготовки к введению принципа переносимости мобильных номеров от одного оператора к другому (MNP).

МТС предоставляет чистые цифры и никаких изменений в политике учета клиентов компания не проводила, недоумевает Солодовников. По его словам, чтобы укрепить свои позиции в корпоративном сегменте, МТС планирует начать предоставлять корпоративным клиентам связь оптом, за счет чего они смогут сэкономить до 20%. Речь идет о так называемых «абонементах» на связь: на три, шесть или 12 месяцев. В них клиентам будут предоставлены пакеты услуг - от 1,5 до 15 Гб интернет-трафика по всей России, а также большие пакеты бесплатных минут связи и sms, добавил он.

У «Вымпелкома» похожая программа лояльности для корпоративных клиентов - «Скидка на стаж» - действует уже давно, замечает представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, последние три года доля «Вымпелкома» уверенно росла быстрее рынка, а за последний год количество обслуживаемых корпоративных sim-карт выросло более чем на 20%. Кроме того, в конце 2012 г. «Билайн-бизнес» завоевал лидерство в Московском регионе (самом важном и большом рынке корпоративного сегмента) и с тех пор продолжает наращивать преимущество, добавляет Айбашева.

Яременко не раскрывает долю «Мегафона» на рынке корпоративных клиентов в России. «Мегафон» в большинстве регионов выходил последним из «большой тройки», поэтому компания чаще обслуживала небольших клиентов, отмечает она. Однако после того, как заработал механизм MNP, «Мегафон» видит приток крупных клиентов. Если в случае с частными абонентами MNP ажиотажа не вызвал, то на корпоративном рынке заметен большой интерес клиентов к смене оператора, говорит Яременко.

Услуга MNP стала дополнительным фактором конкуренции между операторами в корпоративном сегменте, признает Айбашева. По ее словам, «Вымпелком» по всем регионам наблюдает весомый позитивный баланс по количеству переходов в его сеть корпоративных абонентов, отмечает Айбашева.

МТС видит некоторое перераспределение корпоративных абонентов среди игроков рынка благодаря MNP, но при этом у МТС растет доля как по выручке, так и по количеству sim-карт, утверждает Солодовников.