Alibaba войдет в историю и побьет рекорды

Китайский гигант интернет-коммерции Alibaba планирует привлечь до $21 млрд в ходе предстоящего IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Таким образом, у Alibaba есть шанс провести третье в мире по величине IPO. Сейчас мировым рекордсменов по сумме средств, привлеченных на IPO, является Agricultural Bank of China: в 2010 году он заработал на размещении $22,1 млрд, на втором месте находится другой китайский банк ICBC, разместившийся в 2006 году на $21,9 млрд. Для фондового рынка США размещение Alibaba станет рекордным за всю историю - сейчас рекорд держит Visa, которая в начале 2008 года в ходе IPO привлекла $19,7 млрд. Встречи китайской компании с инвесторами пройдут уже сегодня, оценка акций запланирована на 18 сентября, а на следующий день начнутся торги.

Согласно заявлению Alibaba в Комиссию по ценным бумагам и рынкам США, компания ожидает, что цена размещения будет варьироваться в диапазоне от $60 до $66 за акцию. Исходя из этой оценки, максимальная рыночная капитализация китайской компании может составить $162,7 млрд, что больше, чем у 95% участников индекса S&P 500. В таком случае Alibaba станет третьей по стоимости компанией IT-сектора на американском рынке после Google и Facebook.

Всего в рамках IPO планируется разместить до 320 млн обыкновенных акций, 123 млн их которых предложит компания, а еще 197 млн - инвесторы, среди которых основатель Alibaba Джек Ма, президент совета директоров компании Джо Цай и американская интернет-компания Yahoo!, которой принадлежит 22,6% Alibaba. На IPO Yahoo! планирует продать 121,7 млн акций китайской компании и привлечь более $8 млрд.

Аналитики Уолл-стрит ожидали более высокой оценки акций Alibaba, исходя из которой капитализация компании в результате IPO могла бы достигнуть в среднем $187 млрд. По мнению эксперта JG Capital Генри Го, за счет этого китайская компания может и увеличить стоимость IPO во время встреч с инвесторами. Alibaba предлагает умеренную оценку, чтобы избежать участи Facebook, которую инвесторы в ходе IPO в мае 2012 года оценили в $104 млрд, однако потом эта цифра сократилась вдвое на фоне беспокойств инвесторов относительно перспектив роста и мобильной стратегии компании.

Согласно опубликованной в июле финансовой отчетности, чистая прибыль Alibaba в первом квартале, закончившемся 30 июня, выросла почти в три раза и составила $1,99, или 84 цента, за акцию, а выручка компании увеличилась на 46% - до $2,54 млрд - за счет роста доходов сайтов розничных торговых интернет-площадок Taobao и Tmall. Обычно Alibaba не раскрывает их показателей, однако известно, что по итогам прошлого года оборот по трансакциям Taobao, где осуществляет торговлю множество мелких продавцов, составил около $177 млрд, а Tmall, предназначенных для крупных производителей и брендов, провел сделок на сумму $70 млн. Для сравнения: общий оборот по трансакциям Amazon за прошлый год составил около $100 млрд.

Компания Alibaba «должна быть привлекательной для инвесторов за счет огромных и еще не до конца открытых возможностей интернет-коммерции в Китае», считает аналитик Russell Investments Густаво Галиндо. По данным правительства КНР, число интернет-пользователей материкового Китая сейчас составляет 632 млн и может превысить 850 млн к 2015 году. По состоянию на конец июня активная аудитория Alibaba составляет 279 млн покупателей. Помимо основного сайта Alibaba.com и площадок Taobao и Tmall китайской компании принадлежат сайт для групповых покупок Juhuasuan, платежная система Alipay, аналогичная PayPal и прочие активы.

Наталья Бархатова