Москва заменит туристов из ЕС, переставших приезжать, китайцами

Как рассказал «Известиям» глава комитета по туризму Москвы Сергей Шпилько, город вместе с туроператорами и гостиницами начал готовить дополнительные предложения для «стран, менее подверженных антироссийской пропаганде». В первую очередь это Китай и Южная Корея. В основном именно в таких странах Москва собирается себя рекламировать как туристический центр. Столичные гостиницы уже начали искать новых гидов, говорящих на китайском и корейском языках, а пока, чтобы удержать клиентов, снижают цены.

По словам Сергея Шпилько, официальной статистики по туристам в Москве за последние месяцы еще нет. Однако, проведя анализ ситуации и изучив в том числе заявления туроператоров и гостиниц, городские власти пришли к выводу, что осень и зима могут оказаться для турбизнеса сложнее, чем первая половина года.

Как сообщил чиновник, городская статистика по въездному туризму основывается на данных Пограничной службы ФСБ России (численность международных прибытий через аэропорты московской воздушной зоны) и Мосгорстата (численность размещавшихся в гостиницах города). Если брать дальнее зарубежье, то в 2013 году больше всего туристов приезжало в Москву из Китая, Германии, Франции. Далее по убывающей идут Турция, США, Италия, Великобритания, Израиль, Вьетнам, Япония. Первое полугодие 2014 года для туристической Москвы было вполне благоприятным.

- В первом полугодии рост числа международных прибытий через аэропорты был, но небольшой - на уровне 4%, - сказал Сергей Шпилько. - Несколько сократился въезд из США, Германии, всего на 1% - из Франции и Великобритании, но подросли Италия, Япония. Продолжался рост прибытий из Китая. Ну и особенно заметным был рост въездного потока из стран с упрощенным визовым режимом - Турции, Южной Кореи, Израиля.

При этом, по словам чиновника, наблюдалось «совсем незначительное снижение численности размещавшихся в гостиницах».

- Конечно, в связи с обострением политической напряженности и новой волной санкций ситуация легче не стала и вторая половина года может оказаться более сложной для туристического рынка Москвы, - отметил он.

По словам Сергея Шпилько, комитет по туризму вместе с предприятиями столичной туриндустрии сейчас активнее старается продвигать столицу на внутреннем рынке, а также в Юго-Восточной Азии - Китае, Республике Корея и «других странах, менее подверженных антироссийской пропаганде».

- Идет работа по формированию новых турпродуктов, корректируется система мероприятий по продвижению Москвы на туристском рынке, - пояснил чиновник. - Это выставки, реклама в СМИ, ознакомительные туры и т.д.

К примеру, в 2013 году, по данным с портала госзакупок, городские власти заплатили более 6 млн рублей за «проведение презентаций туристских программ и услуг столичной индустрии гостеприимства» на выставках в Испании, Латвии, Индии, Италии, Австралии, Германии, Белоруссии, Бразилии, США, на Украине. Сейчас город не ожидает большого эффекта от рекламы в странах ЕС и будет рекламировать себя в первую очередь в «лояльных» странах.

Пока же, чтобы привлечь туристов, по словам Сергея Шпилько, гостиницы начали снижать цены.

- Например, по данным Jones Lang LaSalle (компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. - «Известия»), только во II квартале средние цены в отелях Москвы снизились на 9%, - сообщил чиновник.

В «Мосгорстате» «Известиям» рассказали, что статистика по размещавшимся в гостиницах готова только за первое полугодие. С января по июнь 2014 года всего в московских гостиницах останавливались 2 374 159 человек - это и иностранные, и российские туристы, и люди, прибывшие в Москву в командировку или с другими целями. В первом полугодии 2013 года их было 2 319 263, то есть примерно на 55 тыс. человек больше.

По данным Федерации рестораторов и отельеров, о ситуации с туристами можно делать однозначные выводы, не дожидаясь официальной статистики.

- Из Штатов к нам больше не приезжают, количество гостей из Европы сократилось примерно на 50%, - сообщил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. - Это произошло в первую очередь из-за снижения количества деловых поездок, а также спада группового туризма.

Он подтвердил, что гостиницы начали снижать цены.

- Снижение цен в разных гостиницах составляет от 5 до 15%, - сказал он. - Этот показатель зависит от количества звезд, качества номеров, решений руководства, и вывести общую среднюю цифру нельзя.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила, что, по экспертным оценкам, отмечается снижение потока туристов в Москву на 30-50%.

- Это данные турфирм, - отметила она.

Генеральный директор туроператора Intourist - Thomas Cook Леонид Мармер рассказал, что в следующем сезоне компания планирует ориентироваться «на страны, с которыми у России сейчас хорошие отношения».

- Это Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея. Ждем гостей и с Ближнего Востока - из Ирана, Индии, Израиля, Ливана, - сказал Леонид Мармер.

По его словам, компания сейчас набирает персонал со знанием необходимых языков и при этом сталкивается с трудностями.

- Например, не хватает гидов с китайским, южнокорейским языками. Мы сейчас ведем переговоры с вузами по их подготовке, - отметил Леонид Мармер.

Также компания теперь будет больше ориентироваться на российских туристов, прежде всего из Санкт-Петербурга.

По словам генерального директора компании DigitalWill, специализирующейся на интернет-маркетинге для отелей, Сергея Скорбенко, гостиничный бизнес Москвы и Петербурга почувствовал на себе эффект санкций еще весной. Снижение потока туристов, по его данным, может составлять около 20%.

- Многие отельеры стали теперь гораздо больше задумываться о том, как сделать, чтобы гость ушел довольный, - сказал эксперт. - Теперь они более пристально смотрят за персоналом, чаще проводят опросы гостей, внедряют программы лояльности - например, дают гостям карточку, чтобы в следующий раз они могли бронировать номер напрямую в отеле.