Как научить начальника извиняться

Когда Мария Котова третий день работала в консалтинговой компании помощником гендиректора, она попала в неприятную историю. Ее начальник, приехав к клиенту в офис для подписания договора на $2 млн, обнаружил, что помощница передала ему неправильные бумаги - без внесенных изменений. Сделка в тот день не состоялась. Директор решил, что виновата новая сотрудница, хотя это было не так. «Он позвонил мне и прокричал в трубку, что «с кем-то нам придется расстаться», - вспоминает Котова, ныне исполнительный директор и партнер компании Knight Frank.

Был не прав

Она собрала вещи и ждала увольнения, но в тот же день директор вызвал ее и извинился. Разобравшись в ситуации, он понял, что бумаги перепутал юрист, а не Котова, которая работала в компании недавно и не могла отличить старую версию договора от новой. Руководитель сказал, что был не прав и что больше такое не повторится. Рассердившись на ситуацию, он спустил гнев на невинного человека. «Тогда я подумала: какой это сильный менеджер, нашел в себе силы извиниться перед девчонкой», - рассказывает Котова.

Как отличить настоящие ценности от «елочных игрушек» →

Бывший начальник преподал ей отличный урок, говорит она: «Умение вовремя извиниться - это проявление силы, а не слабости». Кроме того, признавать свои просчеты полезно, если строишь отношения со стратегическим прицелом. «Никогда не знаешь, как жизнь повернется и кем станет твой подчиненный», - замечает партнер Knight Frank. Тот самый руководитель, который нашел в себе силы извиниться перед девчонкой, кстати, через несколько лет стал ее бизнес-партнером.

«После той истории я дала себе слово и взяла за правило всегда просить прощения, если не права: у сотрудников, партнеров, клиентов, конкурентов, - объясняет Котова. - Однажды подарила цветы клиенту и публично попросила прощения за свой просчет». И окружающие ценят такие поступки. Например, подчиненные пишут такие письма: «Вот за что я тебя очень уважаю, так это за умение просто извиниться, если где-то вышла ошибка! Достойно. Спасибо. Мне очень приятно с тобой работать!»

Не могут сказать «прости»

Промолчать после допущенного серьезного промаха - значит снизить уровень доверия в коллективе, убежден Макс Джексон, президент сети коммуникационных агентств Sudler & Hennessey. «Однажды на ответственную позицию я взял человека, которому мои коллеги давали отрицательные рекомендации, - рассказывает он. - Но я не прислушался к их мнению, надеясь на свою интуицию, которая в этот раз меня подвела. Через два месяца я уволил его и извинился перед коллегами за то, что не доверял им». Джексон считает, что, если бы он промолчал, коллеги перестали бы приходить к нему со своими мнениями, убедившись, что это бесполезно.

Самые привлекательные работодатели в России →

Каким образом начальственная привычка извиняться влияет на уровень доверия в команде, а значит, и на финансовые результаты, которых команда достигает? Это решила выяснить британская консалтинговая компания Forum EMA, проведя опрос в 2013 г.

Руководители, которые не берут на себя ответственность за ошибки, снижают уровень доверия к ним, а значит, и вовлеченность персонала, которая в конечном итоге влияет на бизнес-показатели. Сотрудники с низким уровнем доверия к вышестоящим относятся к работе более формально, показывают худшую производительность, чем те, которые доверяют своим руководителям....