Рекомендации своим коллегам давали или готовы давать все, уверяют исследователи рекрутинговой компании Marksman, опросившие в этом году 500 работников международных и российских компаний. Более трети респондентов Marksman признались, что далеко не всегда в подобных рекомендациях отзываются о коллегах объективно: 29% респондентов отметили, что на «качество» их отзыва может повлиять личное отношение к коллеге, еще 14% сказали, что дадут не вполне объективную рекомендацию по иной причине. «Опасаюсь давать честную негативную оценку, так как рекрутер может передать это кандидату», - призналась одна из опрошенных.
Параллельный опрос рекрутеров показал, что лишь 7% нанимателей принципиально не интересуются рекомендациями на кандидата: считают, что рекомендации могут быть необъективными, и предпочитают проверить нового коллегу на деле. Треть ответила, что поинтересуется рекомендациями «хотя бы из интереса». Еще треть - что рекомендации на кандидатов им важны: «нужно знать, что человек был на хорошем счету или хотя бы бесконфликтен». 27% сказали, что использование рекомендаций сильно зависит от требований вакансии и прошлой позиции кандидата.
Зачем это рекрутерам
«Рекомендация - это инструмент оценки соискателя, который используется на финальных этапах подбора, когда мы склоняемся к принятию положительного решения относительно конкретного кандидата», - поясняет Анастасия Аулова, старший консультант по подбору персонала Work Service, член НП «Эксперты рынка труда».
«Сбор рекомендаций практически на каждую вакансию - как в свой штат, так и для наших клиентов - необходимый этап отбора», - поясняет Марат Яфизов, партнер Alex Primus Executive Search. Тем не менее, по его словам, обычно рекомендации носят вторичный характер - позволяют убедиться в сомнениях или усилить положительное впечатление. «Чаще всего мы собираем рекомендации от лица непосредственных руководителей, также бывают ситуации и должности, когда необходима картина по принципу 360 градусов. В таком случае в число рекомендателей попадают коллеги, клиенты, подчиненные», - поясняет он.
«Разумеется, мы пользуемся рекомендациями», - признался «Ведомостям» Феликс Кугел, вице-президент и управляющий директор по России и СНГ кадровой корпорации ManpowerGroup. По его словам, одним из первых вариантов поиска хорошего специалиста является опрос или внутренняя рассылка вакансии коллегам. «Как правило, коллеги с удовольствием рекомендуют друзей, знакомых, родственников, не скрывая их профессиональных и личных качеств, стараются аргументированно пояснить, почему этот специалист мог бы работать в команде, - говорит он. - Практически в каждой компании есть похожие методы, где-то это даже наиболее эффективный инструмент подбора. В частности, для ряда проектов наша компания использует программу «Приведи друга».
Где это работает
«Проверка рекомендаций - очень важная стадия процесса отбора независимо от уровня позиции», - уверяет Елена Евстюхина, руководитель группы консультантов по подбору персонала кадрового холдинга «Анкор». По ее словам, качественно проведенная, она помогает убедиться в правильности выводов о квалификации, достижениях кандидата и его личностных качествах, а также развеет или усугубит возникшие сомнения....