Как сообщила в среду китайская газета The China Daily со ссылкой на Государственный комитет по развитию и реформам КНР (ГКРР), регулятор ведет антимонопольное расследование в отношении более чем 1 тыс. автомобильных компаний. Расследование ведется в отношении как китайских, так и иностранных автопроизводителей, поставщиков и продавцов. С точки зрения китайского регулятора, компании необоснованно завышают цены на продаваемые ими на местном рынке автомобили. Несмотря на то что большинство из них производит свою продукцию в Китае, что обеспечивает довольно низкую себестоимость, цены на машины часто находятся на европейском и американском уровне. «Наша цель - дать возможность жителям Китая покупать высококачественные автомобили по ценам, не худшим, чем на других рынках»,- цитирует The China Daily представителя ГКРР. Как заявила профессор Джессика Су из Китайской академии общественных наук, доказательств для расширения расследования у китайских властей достаточно: «Такое поведение со стороны автопроизводителей препятствует конкуренции и вредит клиентам. Если бы такие действия имели место в США, ЕС, Японии, Южной Корее или на других рынках, это, несомненно, стало бы причиной антимонопольного расследования».
Расследование в отношении автопроизводителей велось китайскими властями с 2011 года, но в последнее время оно активизировалось. В воскресенье GM сообщила о том, что в ее китайскую дочернюю компанию Shanghai GM, совместное предприятие с компанией SAIC Motor, обратился за объяснениями NDRC. В прошлую среду китайские власти заявили о том, что обнаружили нарушение китайского антимонопольного законодательства со стороны компаний Audi и Chrysler и намерены назначить им наказание. Сегодня Audi и ее китайский партнер FAW признали нарушения китайского антимонопольного законодательства со стороны их совместного предприятия: «Совместное предприятие Audi FAW-Volkswagen во время расследования в полной мере сотрудничало со следствием и признает штраф»,- говорится в заявлении. По данным китайских СМИ, штраф может составить 1,8 млрд юаней ($292 млн), что соответствует 1% оборота Audi в Китае в 2013 году. Это самый легкий вариант, максимальный штраф может достигать 10% оборота. В июле и начале августа многие автопроизводители, в том числе Audi, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Chrysler, Toyota, Honda и BMW, объявили о снижении цен на автомобили и запасные части из-за расследования.
В прошлом году в Китае было продано 22 млн автомобилей, и этот рынок является очень важным для иностранных автопроизводителей. Местные автопроизводители пока не могут конкурировать с иностранными: по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в первом квартале нынешнего года на местных производителей пришлось лишь около 20% продаж.
В последнее время в целом активизировались попытки китайских властей привести деятельность иностранных компаний, работающих в стране, в соответствие с принятыми в 2008 году антимонопольными правилами. Сейчас антимонопольное расследование, ранее начавшееся в автомобильной и телекоммуникационной сферах, распространяется и на другие отрасли. Как заявил The China Daily представитель ГКРР, расследования не имеют целью какую-то конкретную сферу или производителей из какой-то страны: «Во многих сферах расследования начались с китайских компаний и потом были распространены на иностранные». Также он добавил, что следствием были обнаружены случаи нарушения антимонопольного законодательства и со стороны китайских государственных компаний. В конце июля NDRC обвинил производителя чипов компанию Qualcomm в завышении цен на «базовые патенты» и злоупотреблении своим рыночным положением. Тогда же в рамках антимонопольного расследования была проведена проверка офисов Microsoft в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Чэнду.
Яна Рождественская