Продажи смартфонов Samsung и Apple ожидает стагнация

К 2015 г. доля Samsung и Apple на мировом рынке смартфонов в количественном выражении может сократиться до 25 и 14% (в 2013 г. она составляла соответственно 31 и 15%), прогнозирует рейтинговое агентство Fitch в своем обзоре, посвященном кредитному рейтингу Samsung. В 2014 г. их совокупные отгрузки смартфонов стагнируют на уровне 450-460 млн аппаратов (в 2013 г. они поставили на мировой рынок 467 млн смартфонов), прогнозируют авторы отчета, при том что весь рынок смартфонов вырастет примерно на 20% до 1,2 млрд устройств.

По данным IDC, во II квартале 2014 г. на мировой рынок было поставлено 295,3 млн смартфонов, на 23,1% больше, чем за тот же период 2013 г. Доля Samsung составила 25,2% (годом ранее - 32,3%), Apple - 11,9% против 13% во II квартале 2013 г. (см. график).

Снижение долей рынка Apple и Samsung, Fitch объясняет ростом конкуренции на развивающихся рынках со стороны локальных производителей (так называемых B-брендов). На этих рынках на продажи влияет не столько сила бренда или передовые технологии, сколько стоимость смартфонов, а B-бренды за $100-300 предлагают устройства, обладающие большинством характеристик более дорогих Samsung и Apple, утверждают авторы обзора. Так, на китайском рынке B-бренд Xiaomi по итогам II квартала 2014 г. стал лидером по поставкам смартфонов: он занял примерно 15% рынка в количественном выражении, а Samsung - только 12%, напоминают аналитики Fitch. Они также отмечают что на развитых рынках произошло насыщение смартфонами и увеличивается цикл замены устройств.

В России во II квартале 2014 г. Samsung занял 17,1% рынка в количественном выражении, британский B-бренд Fly - 13,7%, Nokia - 10,5%, Apple - 9,7%, рассказывал ранее «Ведомостям» сотрудник одной из розничных сетей. Схожие данные у «Евросети»: Samsung, по их подсчетам, занял в апреле - июне 2014 г. 17% российского рынка, а Apple - 10%. Доля Samsung сокращается - в 2013 г. компания занимала 29% российского рынка смартфонов, а годом ранее - 42%. Доля Apple в прошлом году составляла 9%, а в 2012 г. - 5%. Но в I квартале 2014 г. Apple осталась в тройке лидеров лишь благодаря провалу Nokia, которую Fly оттеснила сразу на 4-е место (по данным розничной сети МТС, на этих производителей пришлось соответственно 11,3 и 9,1% рынка).

По данным розничной сети МТС, во II квартале 2014 г. продажи смартфонов в России выросли на 43,2% до 5,62 млн устройств. При этом выручка от их продаж выросла только на 18,6% до 46,74 млрд руб. Главный драйвер роста рынка умных телефонов - бюджетные смартфоны: во II квартале 2014 г. было продано в 2,2 раза больше устройств стоимостью до 5000 руб., чем во II квартале 2013 г., рост выручки от их продаж составил почти 100%, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Операторы строят высокоскоростные сети передачи данных и стимулируют своих абонентов пользоваться смартфонами, объясняет он. Например, сейчас в сети МТС проникновение смартфонов составляет 34,6%, за год этот показатель вырос почти на 10 п. п., рассказывает Солодовников.

Смартфоны B-брендов продолжают играть заметную роль на рынке - на них пришлась почти половина (46%) смартфонов, проданных в России в первом полугодии 2014 г., говорит представитель «Связного» Мария Заикина. Локальные бренды наиболее активны в нижнем ценовом сегменте - до 5000 руб., который по итогам полугодия занял около 44% всего рынка смартфонов (по количеству устройств), отмечает она. При этом в первые три месяца 2014 г. они занимали 42% рынка, добавляет Заикина. Продажи известных мировых производителей (A-брендов) могут колебаться от месяца к месяцу и от квартала к кварталу, замечает она. По словам Заикиной, эти вендоры ориентируются не столько на количество проданных смартфонов, сколько на развитие флагманских устройств, а также на рост и удержание доли в выручке от продаж. Лидерство же Apple и Samsung на рынке смартфонов в денежном выражении пока неоспоримо, уверена Заикина.

Представители Samsung и Apple не ответили вчера на запрос «Ведомостей».