Авторынок вернулся в прошлое

В июле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 22,9% до 180 767 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За семь месяцев рынок сократился на 9,9% до 1,41 млн автомобилей.

Ростом продаж в июле могут похвастаться немногие производители, среди них Mercedes-Benz, Mazda, Skoda, Lexus, Volvo, Jeep и Porsche. Многие премиальные бренды, обычно устойчивые к колебаниям на рынке, показали отрицательную динамику. Например, у BMW продажи в июле упали на 38%, у Audi - на 12%, у Infiniti - на 40%, у Jaguar - на 23%, у Cadillac - на 29%.

Подстегнуть продажи Mazda, Mercedes и Porsche помогли новые модели, а Lexus и Volvo показывают рост за счет сильного падения в прошлом году, объясняет вице-президент группы «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время», - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета Йорга Шрайбера.

Старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвинко 5 августа, представляя прогнозы компании по продажам легковых автомобилей, говорил, что осенью ситуация может улучшиться: во-первых, будет действовать отложенный спрос провальных летних месяцев, во-вторых, в конце года обычно всегда намечается всплеск продаж. По прогнозам PwC, продажи легковых автомобилей по итогам года составят 2,3-2,39 млн шт. (снижение - от 8 до 12%).

Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осенью продажи выше, указывает Шрайбер. «По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?» - добавляет он.

Ожидать изменения ситуации с продажами новых автомобилей к сентябрю-октябрю не стоит, если только во внешней политике не будут сделаны резкие движения, тогда возможна вторая волна спроса на фоне ослабления рубля, считает директор дилерского центра Mercedes-Benz компании «Авилон автомобильная группа» Алексей Голубятников. Скорее всего, до конца года продажи и дальше будут снижаться на 20 и более процентов, полагает Моженков.

По словам Голубятникова, на фоне снижающегося спроса дилеры «сушат» склады, переполненные автомобилями. Изобилие спроса в начале года традиционно расслабило дилеров: многие не смотрят за качеством стока, за оборачиваемостью моделей, за суммами и условиями финансирования своих складов, продолжает он.

Ситуация по всем брендам близка к катастрофичной: дилеры уже продают автомобили не с нулевой, а с отрицательной рентабельностью, чтобы разгрузить затоваренные склады, добавляет Моженков. При этом, по его словам, производители все равно не меняют свои планы по России.

К тому же ситуацию накаляют политическая ситуация и возможные санкции в области автомобилестроения, говорит Моженков. Продовольственные ужесточения могут быть только первой ласточкой, пусть ощутимой, но не такой болезненной для Европы, как экспорт автомобилей, соглашается Голубятников. Российские власти в условиях санкций США и Евросоюза «потенциально готовы» ввести защитные меры в автомобильной промышленности (а также в судостроении, авиапроме и других отраслях), предупредил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Делать это будем осмысленно. Правительство понимает, насколько значимо сотрудничество в этой сфере, и, естественно, мы реально оцениваем наши собственные возможности», - заметил он. Суть возможных санкций премьер не раскрыл.