Авторынок набирает скорость падения

Ситуация на автомобильном рынке продолжает усугубляться. В июле продажи упали на 22,9%, при этом в июне динамика падения рынка была на уровне 17,3%. Падение ускоряется, а эксперты не видят причин для изменения негативного тренда. Впрочем, аналитики еще надеются, что продажи традиционно начнут расти с наступлением осени.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в пятницу опубликовал итоги продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России за июль 2014 года. В этом месяце авторынок обвалился на 22,9%, удалось продать всего 180,8 тыс. машин.

С начала года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года продажи упали на 9,9%, до 1,4 млн машин. В АЕБ считают маловероятным изменение «тревожного тренда», и даже на Московский автосалон в конце августа и обычный сезонный всплеск продаж осенью надежд немного.

Из двадцатки лидеров аутсайдером ожидаемо оказался Ford - падение составило 52%, до 4,5 тыс. машин. Значительно снизились продажи у Chevrolet - на 45%, до 8,4 тыс. машин, и у Mitsubishi - на 42%, до 3,5 тыс. машин. Среди популярных брендов наибольшее падение показал Suzuki, продажи которого упали на 55%, до 1,2 тыс. машин, продажи Peugeot снизились на 54%, до 1,3 тыс. машин, Citroen сократил объем продаж на 51%, до 1,4 тыс. машин.

АвтоВАЗ сохранил первенство на рынке, но продажи Lada сократились на четверть, до 28 тыс. машин. Продолжает падать рынок LCV: группе ГАЗ удалось продать 5,5 тыс. машин, падение составило 24%; Volkswagen в июле реализовал всего 920 коммерческих автомобилей, падение составило 30%.

Впрочем, некоторым производителям, несмотря на негативный тренд, удалось удержаться на плаву в июле: продажи Mercedes-Benz и Mazda увеличились на 13%, до 4,3 и 3,7 тыс. машин соответственно. Skoda подросла на 4%, до 7 тыс. машин. А Land Rover стабильно второй год подряд продает 1,7 тыс. машин.

Старший менеджер PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко считает, что обострившаяся политическая ситуация снизила потребительский уровень доверия, а потенциальные «защитные меры» в автопроме, которые Россия может ввести в ответ на западные санкции, могут стать причиной «еще большего падения рынка».

Назвать прогноз по итогам текущего года аналитик пока не решается, «ситуация слишком непредсказуема». Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев в худшем случае допускает падение до 15%, при этом в АЕБ еще в июне скорректировали прогноз до 16%.

Яна Циноева